Из грязи в… Приличный токарный станок

Из грязи в… Приличный токарный станок

18.01.2020 2 Автор Дмитрий В.

Как-то раз один знакомый обмолвился, что есть человек желающий продать небольшой токарный станок. А так как мне всегда нравилось токарное дело и всегда хотелось получить в свою мастерскую такой станок, то я не долго думая созвонился с хозяином и договорился о покупке.

Станок оказался действительно не большим, называется «Токарно-винторезный станок ТВ-16». Выглядел он конечно страшновато, но состояние и износ оказались очень даже неплохие в хорошем смысле слова.

Хоть и поржавевший изрядно (но только снаружи), где положено, смазка была. Что положено крутилось. Короче фатальных поломок и износа не наблюдалось. Обрадованный этим, а главное не высокой ценой за это счастье, погрузил его в багажник и привез домой.

И вот теперь началась генеральная разборка и переборка. Разобрал практически весь, за исключением передней бабки, по причине опасений, что не смогу ее собрать, знаний пока маловато было. Хотя в последствии была перебрана и она с полной заменой подшипников. Причем после замены шум работающего станка снизился настолько, что на невысокой скорости можно работать даже ночью, не мешая не только соседям но и домашним.

После разборки, промыл все детали и начал подготовку к покраске. Подошел к покраске станка как к покраске автомобиля. Купил те же шпаклевки, грунтовки и краски. Использовал ту же технологию подготовки поверхности. Покрасить мне захотелось в синий металлик. Ну а пока надо было максимально удалить все мешающие детали и прошкурить, а затем и прошпаклевать все элементы под грунтовку и покраску.

Псле шпаклевки, грунтовки, тщательно все прошкурил, кое-где снова шпакленул и еще раз прошкурил и окончательно загрунтовал. Грунтовал, а потом красил своим старым аэрографом используя в качестве источника воздуха компрессор от холодильника немного модернизированный для использования совместно с аэрографом.

После последнего грунтования, полностью просушил и наконец прошелся краской металлик. Когда краска высохла, окончательно проверил качество покрытия. Кое где, отдельные элементы пришлось еще разок пройти краской. А после полного высыхания основной краски, все покрыл специальным лаком. После этого покрытие заиграло!

Привод у оригинальной конструкции станка расположен снизу, с помощью набора шкивов и пары ремней, вращение от электромотора передается к станку. А так же перекидыванием ремней между шкивами можно регулировать скорость. Мне вся эта конструкция не понравилась и шума много и возни с регулировкой скорости — все это крайне неудобно.

Я эту конструкцию выкинул нафик и прицепил двигатель напрямую к станку через один ремень, а регулировку скорости обеспечил частотным преобразователем. Этим устройством убил сразу двух зайцев. Обеспечил плавную регулировку вращения, без потери мощности с возможностью реверса. И подключил трехфазный двигатель к однофазной сети избавившись от кучи конденсаторов и падения мощности.

Кронштейн для электромотора сделал из подручных средств. Под рукой оказалась толстая фанера, вот из нее и сделал.

Электродвигатель привинтил к этому самодельному кронштейну, а натяжение ремня осуществилось тяжестью самого электромотора.

В оригинале станок идет в комплекте с металлическим столом в котором располагался двигатель и ременный редуктор-регулятор оборотов. Мне он достался уже без стола, поэтому я к нему приспособил обычный канцелярский или офисный стол из ДСП. В столешнице пришлось пропилить отверстие для шкива в остальном я его оставил почти без изменений. Разве что ящики подвесил на современные линейные мебельные направляющие.

Для демпфирования вибраций приспособил полистироловую подложку под ламинат, склеив ее в несколько слоев. Конечно лучше было бы ипользовать резиновый материал, но у меня его на тот момент не было под руками.

Впрочем, глядя на это с высоты прошедших лет, могу сказать — получилось вполне удовлетворительно. То ли от механизмов нет особых вибраций, то ли этот демпфер работает, но лишних шумов не наблюдается. Не хочу сказать, что станок работает совсем бесшумно, но шума он издает куда меньше многих бытовых приборов.

Покраска закончена и можно приступить к сборке.

Под столом валяются приготовленные к установке на станок узлы: передняя бабка и каретка с суппортом.

Попутно подключаю и настраиваю всю электрику.

Окончательную сборку станка начал с установки передней бабки и крепления к ней и станине, коробки механизма подач. Механизм подач обеспечивает передачу движения на ходовой винт, настройки продольных подач и нарезания резьб.

К шпинделю прикрепил 13 сантиметровый патрон, с которым был куплен станок. Патрон как показала практика оказался великоват и в дальнейшем я его заменил на 10 сантиметровый. Кстати после замены патрона сразу же снизились вибрации и увеличилась общая жесткость конструкции, видимо тяжесть патрона и связанные с ней центробежные силы вносили изрядную лепту в увеличение этих самых вибраций.

В самом конце установил каретку с суппортом и заднюю бабку. Правда в основном работаю на станке без использования задней бабки, она бывает нужна довольно редко, когда нужно просверлить отверстие в детали или подпереть деталь центром. Вращающийся центр кстати изготовил сам, уже на этом станке. Про его изготовление напишу как-нибудь отдельный пост.

Вот и закончена реставрация токарного станочка. Проведены ходовые испытания, показавшие неплохие результаты. В заключение могу сказать, что станком пользуюсь уже более 5 лет и безумно рад, что получил в свое хозяйство такой замечательный агрегат.