Ремонт кассетной деки Pioneer CT-W606DR

Ремонт кассетной деки Pioneer CT-W606DR

14.12.2020 0 Автор Дмитрий В.

Как-то раз залез на Авито что-то посмотреть, уж и не помню что, да и не суть. И случайно попалось на глаза объявление о продаже кассетной деки по какой-то уж очень смешной цене, ну вероятно потому, что она была наполовину не рабочей, точнее в описании было написано, что не работает левый лентопротяжный механизм.

Списался с продавцом, договорились, я за ним (Pioneer’ом) съездил. Причем пришлось возвращаться, так как продавец оказался честным. Я по ошибке заплатил лишних 500 рублей, а он успел меня отловить когда я уже порядочно отъехал.

И вот, он у меня на столе! А! Какой красавец!!! Внешне в очень даже хорошем, я бы сказал отличном состоянии. Некоторая покоцанность от того, что на него прилипли на статику пылинки древесных опилок, так что не обращайте на это внимание. Один из «Последних могикан», изготовленный в районе 1996 года уже на излете «кассетной эры», я бы даже сказал на закате. Хотя закат оказался не окончательным. В последнее время снова начали входить в моду кассеты. Правда не в основной людской массе, а среди аудиофилов, так же как и классические пластинки.

Правда я себя не отношу к аудиофилам, но очень не равнодушен к технике конца XX века.

И так, после включения и проверки, кроме оговоренных неисправностей вылезло то, что на обоих механизмах не работает реверс. Хотя то что он не работает на левом, который вообще не включал ни один режим (только релюха щелкала) выяснилось несколько позже. В общем работал частично только правый лентопротяг. Но зато было сразу понятно, что хотя бы электроника фунциклирует исправно.

Разбираем. Смотрим, и ничего не понятно. Вроде все крутится, электромагнит щелкает, а реверс не работает. Такое ощущение, что этот режим в принципе не включается. То есть, вся механика управляется одной большой программной шестерней, которая для полного цикла должна повернуться на 360 градусов. Шестерня совершает полный оборот, а реверс не включается, просто дважды поднимается головка, но промотка идет только в одну сторону.

Погуглил, точнее пояндексил, ничего не нашел на интересующую меня тему. Смотрю дальше. Чтобы можно было более детально рассмотреть механизмы, раскидываю нафик весь кассетник.

Начал ремонт понятно с самого запущенного лентопротяга, то есть того который вообще не работал. После того, как почти полностью его раскидал, перешел к детальному рассмотрению узлов и деталей. Пассики, что меня удивило, оказались в очень приличном состоянии, хотя и малость огрубели, но еще поработают, дав мне время найти и купить им замену.

Зато разглядел первые, а как потом оказалось и основные причины неисправности. Вначале увидел что треснула пластиковая шестеренка которая отвечает за разворот головки в положение прямого воспроизведения и реверса. Выяснилось это случайно, так как трещинку было практически не заметно.

Я попробовал сдвинуть рычаг который вращает эту шестеренку. И у меня ничего не получилось, стал разбираться. Вращая головку рукой можно повернуть, но усилие вначале было довольно сильным, а после того как зубья проходили некую зону, дальше вращалось легко и свободно. В общем при внимательном разглядывании узла и была замечена эта трещина. Получалось, что расстояние между двумя зубьями больше и на этой дырке заклинивало белую шестеренку рычага.

Обратившись для поиска решения этой проблемы в интернет, опять почти ничего не нашел, только на одном форуме, какой-то мальченка обратился с такой же проблемой, которую ему посоветовали решить с помощью «донора». Поиски новой головки в сборе, тоже ни к чему не привели, точнее были похожие, но от других моделей «пионеров».

Поиски донора среди родственных моделей, опять оказались впустую, точнее есть кое что. Но цена! Если купить «донора» и учесть ту сумму которую я уже отдал за этот аппарат — было бы проще купить сразу рабочий «пионер» и не терять время на ремонт. То есть тоже не вариант.

Почесал репу и решил восстанавливать эту шестеренку, тем более что головка еще вполне в приличном состоянии. Мне виделось два варианта, попытаться отлить новую шестерню из какой-нибудь пластмассы или эпоксидки, хотя мне кажется эпоксидная смола для этого не очень годится слабовата она. Еще можно было попробовать отлить из суперклея с каким-нибудь наполнителем, например содой или солью. Но все упиралось в изготовление формы. Силикона под рукой не было… Попробовал пластилин, вроде получается, но меня не устроило качество формы.

Попытка склеить суперклеем, ни к чему хорошему не привела, он не прилипает к этому пластику (что-то вроде полиэтилена) и просто отваливается после высыхания. В итоге решил попытаться сварить.

Опыт сварки пластиков уже был, правда несовместимый по масштабам. Я сваривал с помощью паяльника бампер у своей старой машины, результат надо сказать был очень даже не плох.

Ну что ж. Отвинчиваем головку от шасси.

А затем пытаемся снять шестерню с оси-трубки. А сидит она там за счет расклепанного торца этой самой оси-трубки. Дурацкое решение для такой солидной компании. Ведь шестерня с самого начала сидит под изрядной нагрузкой распирающей ее радиально, как только они вообще не рвались с самого начала. По моему эта неисправность должна быть одной из самых распространенных, после старения тросиков, среди подобных моделей.

Решил проблему следующим образом. С помощью острых бокорезов удалось зацепиться за выступающие края расклепки. И слегка обжимая, немного вернуть ее к цилиндрической форме. Не много, потому что уж очень неудобно это делать и была очень высока вероятность перекусить шлейф от головки, если сорвутся бокорезы.

Но с задачей удалось справиться, а так как шестерня была треснутая, то за счет того что ее можно немного раздвинуть она и снялась с этой оси. Ось кстати до цилиндрической формы довел с помощью надфиля, слегка подточив ее.

Подошли вплотную к самой сварке. Надев на паяльник самое тонкое жало (как шило) и предварительно стянув шестерню проволокой в изоляции (чтоб не повредить зубья), проволоку взял от витой пары. Выставил температуру паяльника порядка 220-230 градусов и начал саму сварку, которая не представляет особой сложности. Просто разогреваю жалом пластик на некоторую, около 1 мм глубину и аккуратно «перемешиваю» эту массу стараясь не замешать в нее воздух, что уменьшит прочность сварки.

После того, как достаточно все перемешал и прогрел, аккуратно выравниваю верхнюю плоскость шестерни и для пущей надежности вплавляю в нее маленькую скобочку в зоне бывшей трещины, как бы стянув эту трещину.

И еще дополнительно армирую, вплавив проволочку в боковую кромку по окружности вокруг шестерни.

Ну все, можно собирать. Ось я уже подготовил, обточив ее надфилем. Продеваем шлейф в дырочку шестерни и насаживаем ее на ось.

А теперь думаем как ее закрепить. Расклепывать. Я сразу же отказался от этой идеи, во первых это надо делать без головки, а ее снимать мне не хотелось. А во вторых и даже наверное во первых расклепывать я не хочу, чтобы снова не расколоть шестерню.

Что остается? Остается ее приклеить. Клеить решил суперклеем, так как он достаточно прочный после высыхания и достаточно быстро высыхает. Но мы уже знаем, что он не очень-то хорошо держится на пластике шестерни.

Для того, чтобы надежно соединить ось и пластик вплавил в шестерню возле самой оси, три штыря из медной проволоки. А сверху залил все суперклеем.

После высыхания, получилась вот такая конструкция. Не очень красивая, но зато надежная. И главное, забегая вперед, работающая!

Правда после полной сборки и проверки, пришлось несколько раз разбирать и корректировать положение шестерни относительно рычага, точнее положение рычага относительно шестерни, но в конце концов все закончилось благополучно и вращение головки вписалась в цикл вращения программной шестерни.

Кстати, в начале я сказал про то что были выявлены причины неисправности во множественном числе. И это была не оговорка. Так как вторая проблема оказалась в программной шестерне.

Возникшая неисправность вращения головки, заблокировала движение планки которой управляет эта самая программная шестерня, что и вызвало появление на ней дефектов.

Для ее ремонта взял кусочки пластика с какой-то детали лентопротяга. И приплавил их, с помощью паяльника, на места с дефектами в программной шестерне. Все аккуратно выровнял и подправил ножиком.

Получилось очень не плохо, если бы от паяльного жала пластик не потемнел, то и вообще было бы не заметно где находился дефект.

После полной сборки, проверочное включение показало, что оба лентопротяга отлично работают во всех режимах, четко и надежно отрабатывая команды. Но появилась еще одна проблема — один канал на индикаторе как-то вяло отрабатывал уровень. Вроде бы и есть сигнал, но очень слабый. Было ясно, что дело скорее всего связано с подключением головки, так как я изрядно над ней поиздевался в процессе ремонта шестерни и мог повредить шлейф.

А все оказалось очень просто и смешно. У меня еще в процессе сборки были некоторые сомнения насчет правильности припаивания шлейфа к плате. И они оказались верны.

Я тупо не правильно припаял этот шлейф, попросту перевернув его на 180 градусов. В результате один канал оказался подключен к стирающей головке. 🙂

После перепаивания и сборки все отлично заработало.

На этом и закончился ремонт кассетной деки Pioneer CT-W606DR, за сим и прощаюсь.

+1