Шлюпы «Восток» и «Мирный» — начало
Как известно, в этом году будет отмечаться 200 летие открытия Антарктиды. А континент-то был открыт не абы кем, а русской экспедицией на шлюпе «Восток» под руководством капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена (начальник экспедиции) и шлюпе «Мирный» под командованием лейтенанта Михаила Лазарева, 16 января 1820 года.
Я тоже захотел отметить это событие. Но не совсем обычно . Решил построить шлюпы, те самые шлюпы «Восток» и «Мирный», на которых русская экспедиция добралась до Антарктиды. Причем оба сразу. Конечно решение о постройке пришло не сейчас, а довольно давно. И несмотря на то, что постройка уже продвинулась довольно далеко, я все же не уверен, что успею их закончить к концу этого года. Но обзор о проделанной работе выложу уже сейчас, а в дальнейшем буду иногда возвращаться к процессу постройки и рассказывать, насколько и как продвинулась работа, добавляя посты.
Начал с чертежей. Я их нашел в интернете. Две замечательные брошюры издательства ДОСААФ 1973 года, автор Сергей Лучининов. Очень подробное историческое и техническое описание обоих шлюпов с качественными чертежами.
Перенеся чертежи в CorelDraw, отрисовал в векторе теоретический чертеж в масштабе который выбрал произвольно — 1 : 85, немного не дотянув до стандарта масштабов системы НАВИГА 1 : 75. Ну вот понравился мне такой размер и увеличивать еще сантиметров на 6 длину корпуса мне не хотелось. С другой стороны в соревнованиях я участвовать не планирую, делаю-то для себя.
Распечатал шпангоуты, киль и т.д. на принтере. Все это наклеил на фанеру и вырезал лобзиком.
А затем приступил к сборке каркасов будущих моделей.
Готовые «скелеты» закрыл черновой обшивкой.
И оба корпуса практически готовы для чистовой обшивки.
Так как уже поднадоело возиться с корпусами, решил подразмяться и сделать палубы. Для «Востока» орудийную (опердек), а для «Мирного» верхнюю, потому что опердек на нем, по чертежам, не предусмотрен. Как говорится — нашим легче.
Начнем с того, что нарежем реек для палубного настила. Технологию использую следующую. Нарезаю рейки толщиной в ширину будущей доски для палубы. Затем на верхнюю плоскость приклеиваю черную бумагу, она в дальнейшем будет имитировать паклю между досками настила. И нарезаю эти рейки в толщину будущего настила.
В результате получаем тоненькие реечки у которых к одному из торцев приклеенна полоска черной бумаги. Остается, в соответствии с чертежом нарезать эти рейки на расчетную длину палубной доски. В моем случае около 95 мм.
Сейчас из 3 мм фанеры выпиливаю палубу, придам ей форму скатов к бортам, ведь палуба не плоская, а покатая. И можно приступить к наклеиванию палубного настила.
Наклейка ведется поочередно, по одной рейке, черной бумагой в одном направлении. Каждый ряд прижимается к соседнему с помощью вколачивания швейных иголок рядом с торцем рейки внатяг, так чтобы прижать приклеиваемую рейку настила к уже приклеенной. А сверху она прижимается брусочками и резинками. После высыхания клеим следующий ряд.
На «Востоке» максимально упрощаю настил, не деля его на отдельные девятисантиметровые доски. Клею сплошной рейкой от носа до кормы, а еще для удобства монтажа разделил палубу на две продольные части.
Упрощаю палубу потому, что она находится в глубине и будет практически не видна. Ее будет немного видно через пушечные порты и через рустерные решетки на верхней палубе, а еще немного через люки и другие технические отверстия верхней палубы. Короче ее почти не видно и не имеет смысла максимально приближаться к действительности.
В заключения на верхней палубе «Мирного» приклеиваю ватервейс. Для красоты делаю его из яблони красиво оттеняя от всего настила палубы. А на опердеке «Востока» ватервейс не делаю, так как его будет не видно вообще.
Теперь надо сделать очень много нагелей — около 1000 штук. Нагель на настоящем паруснике это деревянные гвозди крепящие доски палубы к бимсам на которые они ложились. Делаю я их так. Беру рейку сечением примерно 5х5 мм и в торце делаю (с помощью заточенной специальным образом иглы от шприца и закрепленной в минидрели) отверстия, много отверстий, столько сколько получится, как правило выходит около 30-40 штук на один торец.
Делать их надо так, чтобы игла вращаясь входила в торец на глубину примерно 3-4 мм, а выходя оставляла в торце серединку в виде цилиндрика толщиной с внутренний диаметр иглы. Затем, когда весь торец истыкиваем отверстиями, на маленькой циркулярке отпиливаем кусочек от рейки шириной (или скорее длинной) равной глубине отверстий. После этого остается вытряхнуть из обрезка готовые цилиндрики нагелей.
После этого размечаем палубу и подобрав тоненькое сверло под диаметр нагеля сверлим в нужных местах отверстия на глубину примерно 2 мм. Остается с клеем навтыкать туда наши нагели, а после высыхания аккуратно срезать выступающие части ножиком, стамеской или лезвием.
После приступаем к циклеванию. Или попросту говоря выравниванию-шлифованию нашей палубы. Для этого у меня сделан минирубанок, ну а начисто проходимся лезвием от канцелярского ножа. После чего можно покрыть палубу лаком. Я для этого использую шеллак.
Попутно с палубами я еще позанимался рустерными решетками. Рустер это решетка состоящая из продольных и поперечных реек, укрепленных в раме. Они применялись на парусных судах для вентиляции и освещения нижних палуб, причем могли быть в виде съемных крышек люков или фрагментов палубного настила.
Для их изготовления я нарезал тонких реек, толщиной порядка 0,7 мм. Соединил в блок и сделал множество поперечных пропилов с шагом 0,7 мм. Для точности использовал простой кондуктор — выступающую реечку на которую надевал только что сделанный пропил и благодаря этому следующий пропил происходил на точно отмерянном расстоянии от первого.
Таким образом испилил весь блок. А после отделения реечек от блока у меня получилось большое количество своеобразных расчесок.
Вставив их друг в друга под прямым углом получаем решетку. Теперь остается отпилить в нужный размер и вставить в раму.
Ну теперь займемся пушечными портами «Востока».
Для этого разметим их в соответсвии с чертежом.
Высверлим по разметке.
Проточим и выровняем.
Приготовим заготовку для рам пушечных портов, сразу длинную, чтобы отпиливать нужной толщины и вставлять в заранее прорезанные отверстия в бортах «Востока».
Ну вот первый порт готов и зашлифован вровень с бортом корабля.
На этом пока все. Продолжение следует.