Мини-фрезерный станок
Как-то не давно, в завалах своего электро-радио шурум-бурума обнаружил бесколлекторный электродвигатель не подошедший для радиоуправляемого самолета. К самолету я купил в свое время другой с другими характеристиками, а этот так и остался валяться и что особенно замечательно он оказался в комплекте с регулятором хода.
Так бы и валялся перекладываемый из ящиков в коробки и из коробок в ящики, но на этот раз меня посетила одна идея. Не знаю насколько она хороша, но как говорится время покажет.
Мне давно уже был нужен небольшой фрезерный станок. Вот совсем маленький, для мини-работ. Делать профильные рейки для моделей парусников, а там их бывает нужно довольно много.
К примеру вот такие реечки. Эта фотография надо сразу сказать не моя, а найденная довольно давно на просторах интернета, авторства сейчас к сожалению уже не смогу указать. Но зато на ней хорошо видно довольно сложный профиль реек использованных в обшивке корпуса.
Для изготовления подобных изделий мне и нужен фрезерный станок. А раз двигатель есть и довольно мощный и даже с возможностью регулировать обороты (от нескольких тысяч, до 22-26 тыс оборотов в минуту), то можно попробовать собрать не сложную конструкцию фрезерного станка. Станок я решил делать с нижним расположением двигателя, так сказать под столом.
Вначале накалякал в 3D. Уже привык вначале обсосать будущее изделие в 3D программе, где легко и просто можно все подвигать и попереставлять изменяя размеры и расположение деталей, как заблагорассудится или как подскажет вырисовывающаяся конструкция. А уже потом по сформировавшимся в процессе полета фантазии и макетировании в 3D готовым чертежам, можно приступать к воплощению конструкции в жизнь.
Проект готов, приступаю к его изготовлению. Распечатал проекции, разметил фанеру и напилил заготовок.
Сборку начал с подвижной каретки в которой для начала закрепил двигатель.
Так как двигатель расположен снизу, то по идее на него должны сыпаться опилки. Для защиты двигателя от мусора сделал некое подобие сальника из толстого фетра, порядка двух миллиметров. Это конечно не ахти какая защита, но посмотрим, как оно будет в работе, может еще что придется придумывать.
Фрезерую отверстие под фетровый сальник и одновременно по причине короткой оси двигателя уменьшаю толщину верхней фанеры.
Из напиленных кусочков фанеры постепенно вырисовывается конструкция. В частности направляющие для каретки.
А потом и основание с рабочим столом.
Пора подготовить винт для подъема-опускания каретки.
Винт готов. Делаем гайку.
Таким вот образом решил проблему ликвидации продольного люфта винта. Конусом винта 1 (резьбу не стал рисовать) отжимаем гайку 2 влево, до тех пор пока не выберется весь люфт.
А вот так этот узел получился в жизни. И люфта действительно не стало, хотя изначально гайки болтались на винте почти на миллиметр.
А тем временем конструкция обрастает деталями и вырисовывается станок
На фотографии, в левом боку можно наблюдать винт, это еще одна система выбора люфтов подсмотренная на больших станках.
Винт прижимает бронзовую пластину к направляющей каретки и тем самым убирает зазор. В моей конструкции оказалось достаточно одного винта сверху. Снизу в виду некоторой криворукости люфт отсутствует.
В основании с помощью балеринки вырезал отверстие для ручки подъема каретки.
Ручку на винт для его вращения, вырезал с помощью все той же балеринки.
Упоры в фанере для винта сделаны из шайб на 5 мм. Их немного вдавил в фанеру тисочками, чтобы образовалась посадочная выемка для удобства сборки, разборки.
Вот и готов мини-фрезерный станок.
Осталось провести ходовые испытания.
И посмотреть на результаты работы. На этот раз я не стал делать сложных профилей, для этого вначале надо сделать саму фрезу, а хочется уже побыстрее что-нибудь отфрезеровать. Поэтому я просто выбрал четверть. Такие рейки тоже нужны, например, чтобы сделать миниатюрные окна для капитанской каюты или раму для рустерной решетки на палубу.
В общем можно сказать, что станок получился и работает. Двигатель справляется, мощности хватает. Разве что выяснилось, что он греется прилично, что не удивительно, токи на нем ого-го какие за 20 ампер переваливают. На моделях-то он охлаждается винтом самой модели, а тут стоит в закрытой коробке. Так что надо подумать над принудительным охлаждением. Но это уже другая история.