Разбираем Taptic-Engine
Ремонтировал как-то iPhone 8. У него вибра начала дребезжать. Обычно похожий звук возникает если отвинчивается один или пара винтов крепления. Но нет, в этот раз было все по взрослому, сломанным оказался сам таптик (Taptic-Engine). В принципе ничего страшного, поставил новый и все зажужжало как надо.
А у меня оказался не нужный привод — таптик или попросту вибра. Раньше роль вибратора в телефонах играл простой моторчик с грузиком вращающимся на его оси. Сейчас все сложнее, это целое устройство и довольно сложное. Вот и захотелось заглянуть, что там внутри, просто любопытства ради.
Так как корпус собран с помощью сварки.
То и вскрывать его буду с помощью «болгарки» точнее маленького отрезного диска и бормашинки.
После того как были срезаны все сварочные крепления, осталось вскрыть корпус как консервы.
Вот поднимаем верхнюю крышку. И что мы видим? А видим подвижный якорь подвешенный на пружинах. А на крышке укреплены пять катушек статора.
На фотографиях видно, как двигается якорь вдоль корпуса. В крайних положениях он упирается в резиноподобные пластиковые подушки.
А на этой фотографии, как раз видно причину поломки. Видимо телефон неудачно уронили, одна из катушек чуть сместилась и стала задевать статор. В результате и возникал тот неприятный дребезг.
Поднимаем нижнюю пластину корпуса. Я маленько фигею. На якоре можно наблюдать шесть маленьких магнитиков вклеенных в него, а сверху налита ферромагнитная жидкость, в которой получается плавают катушки. Круто. Без комментариев.
На видео видно как эта коричневая жидкость реагирует на неодимовый магнит.
Когда-то давно, я читал в журнале «Радио» про такую жидкость использовавшуюся в высокочастотных и широкополосных динамиках для демпфирования, охлаждения и еще чего-то уже не помню. Главная ее задача была в том, что она выступала в качестве центрирующей шайбы. А благодаря тому что оказывалась не нужной центрирующая шайба, можно было уменьшить расстояние между катушкой и диффузором. Ну и там еще всякие вкусности описывались, следовало увеличение мощности динамика, уменьшение резонансов и т.д. Могу только предположить, что здесь она решает сходную задачу. Суть-то такая же как в динамике, только немного наоборот, подвижные магниты и неподвижные катушки. Не спроста при работе вибры создается ощущение «мягкой» вибрации.
Еще удалось обнаружить под отдельной металлической крышечкой электронную сборку, состоящую из двух конденсаторов, сопротивления и пары кристаллов полупроводников.
Информация от разъема передается по двустороннему шлейфу. С внутренней стороны, после того как я соскреб (довольно неаккуратно) черную краску, можно разглядеть четыре дорожки.
На наружной стороне примерно столько же.
Ну вот и все. Разборка, точнее расковыривание и осмотр таптик-привода (Taptic-Engine) от iPhone 8 закончены. Теперь я, а вместе со мною и все вы, кто дочитал эту статью до конца, знаем что там внутри находится. 🙂