Долгожданное путешествие в Чечню

18.08.2024 0 Автор Диана К

Наконец-то началось наше долгожданное путешествие в Чечню! А как долго мы шли к нему… Еще зимой, узнав, что Наташенька планирует путешествие большой компанией, во мне сразу пошел отклик — «О! Как здорово, я о-о-очень хочу поехать, это ведь моя мечта». Неважно куда, главное движуха, новые места, куча впечатлений и общения. Недолго поразмыслив (зачем откладывать свою хотелку) — записалась, да еще и мужа уговорила.

А год был этот очень непростой для меня. Всю зиму у нас шел проект, который занимал очень много времени. Артём (мой муж) все выходные на работе, а если и выходной, то у него тренинги. У старшего сына в этом году множество кружков и подготовка к школе, что как понятно лежит в большей степени на моих плечах. Возвращались практически каждый день поздно, поесть и спать. А в выходные свои заботы, надо придумывать чем занять детей, чтобы они не сходили «с ума».

И вот наконец 1 июня, у Матвея (старший) – выпускной. Кружки закончились, и мы решили сделать детям каникулы на месяц. А я наконец выдохнула. За неделю немного пришла в себя.

А впереди большое, двухнедельное путешествие в Чеченскую Республику большой компанией на машинах. Нас ждут новые места, красивые пейзажи, много общения, незабываемые впечатления и эмоции.

День первый

Ну что, Яранск проехали, едем дальше!

Сегодня мы проехали самое большое расстояние — 1000 км почти до Саратова. Ехали с самого утра и до самого вечера, останавливаясь только на поесть. Вечером меня прямо колбасило и было очень плохо. Не буду рассказывать подробностей, но я поняла — надо было взять мой любимый массажный ролл, или даже массажер. Но зато на будущее буду знать))

День третий

Что можно сказать — первые два дня дались мне тяжеленько. Так далеко на машине я еще не ездила. Организм протестует, и всеми способами показывает, что мне уже не 20. Но сегодня уже полегчало, видимо произошла адаптация.

Вчера были в пути 750 км. Так как времени на дорогу ушло меньше, мы решили заехать в Волгоград погулять на мамаевом кургане и посмотреть на памятник «Родина-мать зовёт».

Как же там все масштабно и красиво. Я очень прониклась нашей историей, ходила смотрела, а по лицу текли слезы. Сколько сил и самопожертвования было отдано нашим народом, сколько жизней было положено, чтобы у нас был мир.

Нам повезло — мы попали на пересменку караула у вечного огня. Интересно было наблюдать. Мальчики молодые. В такую жару стоят неподвижно. Хорошо, что у них был помощник – подходил, протирал им лица, поправлял фуражки, которые от пота аж съезжали.

Волгоград нам понравился — город большой, просторный, решили, что надо вернуться сюда с нашими мальчиками.

Храм Будды

Ночевка была в Элисте, мы разместились, и я упала без сил спать, а ребята еще пошли погулять по ночному городу)))

Утром пошли смотреть храм Будды. Мы, кстати, жили в доме прямо рядом с ним. Очень необычно видеть в России такой храм в восточном стиле. Как-будто в Китай попали. Свои правила, свои обычаи. На входе написано, что можно, а что нельзя, но в итоге все-равно умудрились нарушить и нас наругали.

Зашли в храм, посмотрели, как там все устроено и что происходит. Нам повезло — начался молебен, вышли монахи и стали напевать на каком-то своем языке. Любопытно, что это еще и записывали — стоял штатив, оборудование и на маленьком экране показывали, мы решили, что это была трансляция онлайн.

С Артемом пришли к выводу, что буддизм — это необычно, интересно, но это так чуждо для нас. Совсем не наше.

Дорожные наблюдения

Сегодня путешествие проходит легче — тело уже привыкло, перестало болеть, времени свободного больше, едем по лайту — останавливаемся то тут, то там. А на дорогах пустота, сама дорога прямая и камер практически нет.

Интересно сменяется пейзаж за окном, у нас в Кирове леса, высокие деревья, чем ближе к югу — деревьев все меньше, они ниже, реже. В Волгограде уже вовсю вишня с иргой созрела, а за Элистой уже пшеницу собирают, поля желтые как у нас в августе. А где-то уже даже убрано и перекопано. У нас в Кирове не знаем как один урожай за лето вырастить и собрать, а тут успевают по несколько раз – даа, наблюдения…

Завтра начинается наш трип насыщенной программы!

День четвертый

Первый день в Чечне у нас был — день экскурсий.

Грозный очень большой и разный — где-то небольшие домики в частном секторе, где-то красивые небоскребы. У нас был гид — местный мужчина по имени Апти, очень интеллигентный. А с какой любовью он рассказывал нам о своем народе, нации, традициях.

Мы посетили три города Грозный, Аргун и Шали. Ощущение — будто мы побывали в Дубае, Турции и Узбекистане!

В Чечне много наций, поэтому есть храмы для всех религий. После войны многое было разрушено, но сейчас, постепенно все восстанавливают, с каждым годом все больше и больше.

Есть православные храмы. Мы посетили на главной площади храм архангела Михаила, небольшой но уютный. Зашли в церковь — все такое родное, как домой зашли! Поставили свечки и приложились.

Прогулялись по главной площади, на ней создан большой ботанический сад с инсталляциями. Полюбовались огромным комплексом Грозный сити. Красота!

Мы приехали в разгар праздника Курбан — Байрам. Из-за этого не попали на смотровую площадку, в магазинах полки почти пустые, еду раскупили, зато на обочинах трасс продают барашков для праздника. Барашка не купили, но продавец поделился интересным правилом — если покупаешь барашка то 1/3 надо отдать родственникам, 1/3 отдать малоимущим и только 1/3 оставить себе.

Грозный сити шикарен! Везде такая красота! Очень много привозных деревьев и цветов, за ними ухаживают, создан автоматический полив. Еще мы прогулялись по ночному городу — везде подсветка, все светится, сверкает, и уже совсем другая атмосфера. Ночью на улице в парке мы встретили ежика.

Ночью жизнь в городе оживляется, а так же с рассвета до жары и вечером, когда наступает прохлада. Днем температура под 40, ооочень жарко (нам повезло, мы как раз уехали в горы, там гораздо свежее). А ближе к ночи все выходят на улицы гулять, отдыхать, сидеть в кафе. Гуляют целыми семьями, а сколько у них детей — мал мала меньше по трое — четверо. Нам сказали, что это маленькая семья, в обычной до 9 детей.

Три мечети

В Грозном главная мечеть называется «сердце Чечни». Она построена в османском стиле, специалисты приезжали из Турции.

Они проектировали, строили и расписывали все как у них. Очень красивая, сделана из желтого с бордовым камнем.

Внутри оочень шикарная, на полу ковры. Для мужчин и женщин разные входы. Мужчины заходят в центральный вход и молятся на первом этаже, для них отведена большая площадь, так как мужчинам молиться в храме в 27 раз эффективней, а женщинам наоборот эффективней молиться дома. Поэтому им отведен второй этаж с малой площадью.

Вторая мечеть в городе Аргун — «сердце матери». Она выполнена в современном стиле. Снаружи кажется очень маленькой и не совсем понятно, что это мечеть. Но когда заходишь внутрь — какие там просторы и какое богатство! Рядом с мечетью сделан очень красивый сад с тропинками, цветами и прудиком, в котором плавают огромные рыбы и даже черепашки, очень живописно!

Третья мечеть находится в городке Шали — «Гордость мусульман». Чтобы ее построить приезжали специалисты из Узбекистана, она построена в классическом стиле из белого мрамора, который привезли из Греции. Прислоняешься к стене, а она прохладная, даже в самые жаркие дни камень не нагревается. Вокруг мечети фонтаны, красивый парк с розами. А внутри синий мягчайший ковер, который очень гармонирует с белым камнем. Все расписано, огромные люстры!

Джип тур на весь день

К отелю за нами приехали 5 огромных джипов и повезли в горы к Галанчожскому озеру.

В Грозном днем + 35-38, а в горах свежо, хорошо и даже не верится, что в городе такая жарища. Самая низкая температура была +14.

Это направление в горах сейчас не заселено людьми. В 1944 проходила операция «Чечевица» — всех чеченцев и ингушетов вывозили силой в центральную Азию — в Узбекистан, Казахстан, Киргизию. Перевозили вагонами, в которых даже присесть было невозможно, на полу по очереди сидели. Большинство не доехали. С тех пор тут нет деревень.

Дорога гравийная, много где крутые склоны, на обычной машине сложно одолеть. Видно, что за дорогой следят и ровняют ее. Пейзажи потрясающие, по дороге часто останавливались вкусить этой красоты. У озера нам устроили пикник, пожарили шашлык, на самоваре с дровами приготовили чай.

По дороге к озеру проезжали арку в скале. Водители для нас нашли и сорвали черемшу. Каждой девушке достался цветочек, который, как оказалось можно съесть.

В горах встречается очень много башен, есть боевые — высокие в несколько этажей, а есть жилые толстенькие — обычно 2 или 3 этажа (раньше в них жили люди как в домах). Боевые башни расположены по горам друг от друга в зоне видимости. Раньше с них передавали сообщения об опасности — одна башня поджигала факел и его видела вторая башня, и так передавали сигнал об опасности от башни к башне.

Чеченцы очень чтят свою семью, род и свою землю, где они родились. Люди начинают возвращаться в свои родовые села, отстраивают дома, а если село нежилое, то восстанавливают башни — как память о своем роде. В одно из таких мест мы заехали и сделали еще один привал — нам сварили настоящий кофе в турке на самоваре. Как же было необычно и вкусно его пить с вкусняшками — халвой и чак-чаком.

Реки и водопады Чечни

Предвкушая поездку в горную местность в голове, я представляла прозрачные, ледяные горные реки. Но уже в Грозном я увидела насыщенную темно-коричневую реку, которая разделяет город пополам.

Из-за сильных ливней вода стаскивает с гор почву, и вода ею насыщается. И в горах реки были такие же, сливаясь цветом со скалами, а то и более темного цвета. Мы даже встретили как две реки разного коричневого оттенка вливаются друг в друга, одна рыже-коричневого цвета, а вторая черно-коричневая.

Зато водопады и родники прозрачные, по температуре очень освежающие, такие что очень хочется окунуться в них. Но по местным правилам купаться в них нельзя. Самые смелые из нас все же зашли в одежде освежиться.

Самый большой и красивый комплекс водопадов — Николайские водопады. Как возле них свежо, красиво и прохладно, мы там долго гуляли))))

Озеро Казеной Ам

Вся дорога до этого озера и само озеро неимоверной красоты.

Каждый поворот или шаг открывает виды с новой стороны, меняется ракурс и хочется фиксировать эти картинки у себя в голове. Озеро находится на высоте 1800 м, глубина 70 м.

Останавливались мы в гостинице на берегу озера, вид из номера был фантастический. Вот она — мечта. Выходишь на балкон попить кофе с таким прекрасным видом и окружающим спокойствием.

По озеру мы поплавали на лодочке. А еще прокатились на зип-лайне через озеро туда и обратно. От вида и эмоций дух захватывало.

Люди Чечни

Я очень прониклась атмосферой и людьми. Люди очень гордые, но сколько в них заботы, любви и внимания к другим, особенно к женщинам. У нас девушки недооцениваются, а тут такое восхищение, тотальная забота, и делают все чтобы девушка была в комфорте. Даже к нам девушкам, вроде бы чужим туристам, мы заметили трепетное отношение.

Женская энергия и мужская сила здесь в том равновесии, которое заложено природой. И даже закрадывается мысль — как же не хватает этого у нас. У нас девушки привыкли все делать и тянуть сами, а мужчины разучились быть мужчинами, а вернее мы отучили их, беря на себя больше.

Но тем не менее не скажу, что мне хотелось бы жить так как живут девушки здесь. Кроме плюсов, есть и очевидные минусы. Девушки и женщины ходят в полном облачении и могут открывать только лицо и кисти рук, дотрагиваться до мужчин нельзя — придется замуж выходить. Как же прекрасно что у нас есть возможность проявляться в обществе как мы хотим, одеваться и выглядеть как нам нравится.

Нам рассказали, как тут проходят свадьбы, какие обычаи, это очень интересно.

Семьи не разводятся, это не принято, пара делает все чтобы этого не допустить. Но если все-таки развелись, то дети остаются только с мужем, так как это его кровь и его продолжение. Возможно поэтому и не допускают разводов, мужчинам сложно справится с такой оравой детей.

Мы узнали о многоженстве, как они к этому относятся, что это и как. Обычно ведь считается, что это ненасытные мужчины хотят иметь много женщин — гарем. А оказывается, в основе этого благородство и ответственность.  В прошлом во времена войн оставалось много вдов и одиноких женщин, мужчин было мало. А так как добытчик в семье мужчина, женщина занималась только домом, заработка у нее не было, то мужчины брали себе в семью несколько женщин, чтобы дать им кров, обеспечивать и заботится. Многоженство встречается и сейчас.

Безопасность

Здесь очень безопасно, этот регион стоит на первом месте в России по безопасности. Гид рассказывал нам, что оставляет все документы в машине и не закрывает ее никогда, и даже спокойно оставляет ключи в машине.

Весь мир думает, что чеченцы опасны, нас даже родители предупредили — будьте там осторожны. Но оказавшись здесь понимаешь — все обстоит по-другому, все не так. В их истории было очень много гонений и войн, всегда их ущемляли. В инфо среде много негативной отрицательной информации. А они просто любят свою землю и защищают ее и себя. Обычные люди очень радушны и гостеприимны, в них много любви.

В Грозном везде ярко выделяется, что было и что стало, прямо на улице висят картины с разрушенными домами, как выглядело это место во время войны, или инсталляции — мы видели в виде песочных часов в верхней части разрушенные здания во время войны, в нижней как отстроены небоскребы сейчас.

Они как большая дружная семья — всегда дружелюбны, заботливы, и готовы помочь во всем. Особенно в горах это заметно, простые люди, не знакомые с нами — но все встречные машины сигналят, как приветствие и кричат привет на своем языке. Любят подходить и интересоваться как нам у них, понравилось или нет, и много всего рассказывают нам.

Наша компания!

Я очень благодарна всем ребятам за эту поездку! Какая была атмосфера добра, поддержки и заботы! Ни одного конфликта, все на лайте, даже когда случались сложности — все разруливалось в позитивном ключе))))

Нас было 18 человек плюс 1 ребенок. Ехали на 5 машинах. И у каждой машины был свой вайб и атмосфера.

Мы ехали не на своей машине, поэтому кайфанули вдвойне! Водитель наш просто бомба!!! Мишка, спокойный, рассудительный, все под контролем! И я (бдительный контролер, особенно в вождении) смогла расслабиться и доверится ему. Много болтали, смеялись.

Это была поездка про людей! Про исполнение больших и маленьких мечт! И все сложилось так как надо!

От увидеть «Родина-мать» до покататься на лошади (да еще и без седла), или поесть ягоды с местного фруктового дерева (шелковица). А какие у нас были классные посиделки, душевные ночные разговоры! Все останется со мной!

Две недели пролетели быстро! Последняя остановка всех вместе была в Советске. И такая любовь ко всем и одновременно уже небольшая грустинка, что вот, путешествие заканчивается и мы все разъедемся по домам.

Ну ничего, впереди у нас будут встречи, и скорее всего когда-нибудь новое путешествие!

Психолог Наталья Рыбакова:

— Я видела ИДЕАЛЬНЫЙ МИР. Вживую…